Ульяновск — Тольятти

Если бы мы захотели описать поход тремя словами, то сказали бы так: волны, волны, волны. Натуральное море, флешбеки с Крымом преследовали постоянно. Вода до горизонта с двух-трех сторон и крутые берега с очень редкими галечными выходами. Ну и конечно волны и ветер, становившиеся только сильнее каждый день. Как верно заметила Катя, не хватало только вкуса соли на губах. Волны нам будут сниться еще долго.


В планах было пройти 150 км за три дня, по 50 в день. В обычных условиях малых рек или озер для сияков (морских каяков) это не много. Мы и 90 в день проходили по спокойной Волге (https://vk.com/album-61000461_246948893). Но реальность внесла свои коррективы. Средняя скорость хода вышла 5 км в час — это когда активно машешь веслом, делая редкие перерывы на попить. Чтобы выполнить дневную норму, нужно грести 10 часов в таком режиме. Собственно, мы почти так и гребли, прерываясь на приемы пищи и сон.

Волны, хотя и похожи на морские по высоте, но имеют речную особенность: более короткие. Это затрудняет долгий серф и вообще, в целом сильно снижает скорость до упомянутых 5км/ч, быстрее физически невозможно.

Первый день 35 (поздний старт), второй день 45 (стартовали рано, но ветер и волны усилились), третий день 20 (ветер снова усилился, финишировали рано, чтобы успеть собраться домой). В итоге нагребли 100 километров, немного не дойдя до Усинского залива (самая красивая часть маршрута, там мы проходили в рамках Жигулевки: https://vk.com/album-61000461_264177770 )

Общий фаворитом у всей группы стал третий день пути, когда мы переходили Волгу с правого на левый берег, кратчайшим путем, конечно же, как это предписывают правила. Прогноз по ветру: 7-8 м/c, порывы до 14. Каких-то 15 километров. 3 часа (у кого-то 4) гребли нон-стоп среди самых больших волн, что видели в этом походе. Высоту, не обманув, сказать сложно, но лодки с гребцами пропадали полностью. Ощущается как 3м, на деле 1.5м, как-то так 🙂



Из банальных советов: одевайтесь по погоде, держите под рукой (для сияков — это место в кокпите или над) нужные вещи, в том числе: куртку ветровку, бутылку с широким горлом, бутылку с водой попить. Устраивайте место для сидения поудобнее на берегу, а не во время. Я собрал все возможные грабли по этим советам на время перехода. Положил за спинку сиденья герму с чем-то выпирающим, поленился поправлять. Убрал ветровку в задний люк, посчитав, что под палящим солнцем за 3 часа замерзнуть не успею (в прошлые дни не замерз же). В итоге ровно на середине перехода, когда до ближайшего берега было больше 7 километров (почти 2 часа гребли), я уже сидел скрюченный, замерзший и считающий минуты, когда уже можно будет выйти и избавиться от продуктов распада жиров, которые организм усиленно перерабатывал в тепло и воду. На фоне этих неудобств, утопление фотика в какой-то из моментов съемки на громадных волнах показалось досадной мелочью.

Про впечатления от самого маршрута: если хочется прикоснуться к морю на каяках, далеко не уезжая, это будет хорошим стартом. Но будьте готовы к сложной гребле, без возможности выйти из лодки по нескольку часов (часто не было не то, что стоянок, а просто места, чтобы причалить к крутому берегу). Маршрут сложный и даже достаточно опасный: из-за невозможности выйти на берег, там где хочется или нужно прямо сейчас, есть вероятность встретить шторм на воде. Прогноз погоды и приложение Windy на телефоне стали моими верными помощниками в походе. Снова Крымские привычки.

Островов нет. Есть несколько красивых заливов. Об общем уровне достопримечательностей на этом сто километровом участке можно судить по наблюдению: цементный завод в Шиловке нам показался достаточно интересным. Видимо из-за отвесных берегов и малого количества выходов к воде, частное судоходство развито плохо. За все время встретили несколько катеров и хорошо если десяток рыбацких надувных лодок. Это в отличии от Самарской акватории, где кажется, бывают пробки из моторок. С дровами проблем нет: берега активно подмывает и в воду часто падают деревья. Редкие стоянки завалены сухим топляком, горит отлично. Левый берег в плане пляжей выглядит более многообещающим: там такие же крутые утесы, но они песчаные.

Про каяки. У нас было 2 Ската, один Марлин, и две двушки Гринды. Все производства Каякмастер, давал их нам Паша из Луч, за что ему большое спасибо. Скаты в очередной раз показали себя отличными лодками (мой обзор на Скат тут: https://vk.com/@baidarkus-obzor-kayaka-skat-ot-kayakm..). Прекрасно ведут себя в волну, рулятся, серфят, много место и большие люки для вещей. Идеальная лодка для таких походов имхо. А вот к Марлину возникло много вопросов. Во-первых, достался он мне без скега (плавник-киль). И если в спокойную воду без него можно легко прожить, то при волне и ветре на полных курсах начинаются мучения с постоянным подгребанием одним из весел. Легкая корма совсем не держится за воду и ее легко разворачивает. Марлин отлично выходит на серф (быстрее и легче, чем Скат), достаточно самой небольшой волны. Но как только волна становится более-менее большой, лодка набирает скорость, выходит на глиссер и тут начинаются проблемы с отсутствием скега. Боковое сопротивление становится совсем маленьким, каяк становится нестабильным, его бросает, уводит в сторону. Вообще, на волне каяк не очень устойчив, иногда приходится делать опоры, чтобы не перевернуться. Не всякому новичку доступно такое умение. Марлин чуть-чуть длиннее Ската, но чуть уже, а объемы передних и задних баков меньше. Плюс съедает место перегородка скега. В итоге вещей туда лезет меньше, в кокпите сидеть не так комфортно, ноги затекают, а размять их некуда. Плюс круглые крышки люков: в них очень сложно запихивать вещи. Если выбираете себе каяк для походов — берите с овальными крышками, не пожалеете. И Марлин без руля. Это огромнейший минус, если вы много фотографируете, особенно в неспокойной воде. Нельзя набрать скорость и ногами корректировать курс, пока руки заняты фотографированием. Общие впечатления от Марлина: это более быстрая и спортивная лодка, чем лодка для туризма. Каяк не для новичков. Про Гринды сказать особо нечего (на самом деле, один из них был Виннер, но они очень похожи): при равной длине с однушками, там сидят двое, места для вещей меньше. Для коротких походов этого хватает, на более длинные лучше посмотреть что-то побольше. Скорость сравнима с однушками, уверенности на волнах чуть больше: можно бросить весло и заняться своими делаем (почесать ногу), второй член команды подстрахует.



Мы много говорили о том, что сейчас это не река, а система больших озер, о мелких речках, которые после плотин образовали громадные заливы, о постоянно подмывающихся берегах и о Каме. А Волга в очередной раз показала, что она не так проста, как кажется. Такой мы ее еще не видели.

Больше фото: https://vk.com/album-61000461_273238995

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s