Байдарочный поход по Волге

Автор: Неробеев Егор (http://egrnero.livejournal.com/1611.html).

Ссылка на фотоальбом: https://vk.com/album-61000461_217328373

Немного предыстории…
Задумка отправиться на байдарках по Волге появилась у меня достаточно давно, около 10 лет назад. «Ого!» — скажите вы. Но это действительно так. На тот момент этому не суждено было свершиться ввиду массы обстоятельств, перечислять которые не имеет смысла. Так, организуя с друзьями очередной традиционный сплав на 12-14 июня, предпочтение всегда отдавалось средним и малым рекам Саратовской области, таким как: Медведица, Терешка, Хопёр, — которые являются наиболее популярными маршрутами среди водных туристов.
Время шло, а желание походить по Волге на байдарках не покидало меня. И вот в прошлом году мы наконец-то успешно опробовали c отцом новую каркасно-надувную байдарку «Ладога-2», совершив небольшой однодневный проход вдоль правого берега с.Ахмат.
Сначала мы с друзьями планировали совершить поход в Карелию по живописным озёрам и рекам, но из-за значительных материальных затрат было решено совершить не менее интересный водный поход по Волге. Согласить, что красоты родных мест не менее примечательны.
Маршрут обдумывался заранее. Изначально он был рассчитан на 5 дней, от Саратова до легендарного утёса Степана Разина с.Белогорское. Однако, у нас имелось лишь 3 дня выходных, поэтому маршрут был скорректирован и укорочен. Старт, как и планировалось, был начат в Саратове с набережной Космонавтов. Нам предстояло дойти до с.Ахмат, сделать обратный заплыв до с.Сосновка, откуда уже на «речном трамвайчике» вернуться обратно в Саратов. В этом мероприятии принимали участие 6 экипажей в составе 13 человек из Саратова, Энгельса, Красноармейска, Москвы.
Заранее была получена маршрутная книжка в клубе туристов г.Саратова, составлено описание маршрута с основными путевыми точками, остановками в интересных местах со своими достопримечательностями, намечены места под бивуачные ночёвки, составлена раскладка по питанию.
Праздничным утром 12.06 в 7 00 экипажи собрались на новой набережной, где на насыпном пляже неспешно начали готовить байдарки в «рейс». Что представляет из себя классическая байдарка? — Это алюминиевый каркас, на который натягивается «шкура», выполненная как правило из ПВХ и других материалов непропускающих воду. Бывают также надувные и каркасно-надувные байдарки. Сборка одной байдарки занимает в среднем от одного до двух часов. В 10 30 все были готовы к отплытию. Немного напутственных слов и традиционное общее фото.

Сбор байдарок (фото: Шлыков А.)



Краткий инструктаж (Фото: Шлыков А.)

Общая фотография (Фото: Неробеев Г.)
Если у кого-то ещё никогда не получалось посмотреть на Саратов со стороны Волги, то рекомендуем прогуляться на теплоходике. Со стороны города вам откроются старые немецкие мельницы Саратова. С Волги можно будет увидеть вблизи о.Казачий, откуда виднеется железнодорожный мост. Кажется, что до него ещё идти и идти, но вот он уже совсем рядышком.

С видом на Саратов (Неробеев Г.)

Вниз по течению — железнодорожный мост (Шлыков А.)

«На перегонки с поездом» (Неробеев Г.)
Много истории было связано со строительством этого моста. 13 апреля 1934 года произошла крупная трагедия. При сборке пролетов из-за плохого качества материалов началась деформация конструкций и мост стал разваливаться на части. Люди падали с 14-метровой высоты прямо в Волгу, пробивая своими телами оставшийся лед. Холодный волжский панцирь не выпускал из своего плена никого. Об этой истории я вспомнил уже после того, как мы вернулись обратно домой и решил про неё всем немного напомнить. Надо сказать, что саратовский железнодорожный мост стал крупнейшим мостом первой пятилетки (и первым в Европе), на строительство которого были использованы новые и более технологичные для того времени методы строительства подобного рода железнодорожных объектов. И вот уже более 75-ти лет Саратовский железнодорожный мост добросовестно служит для перевозки грузов и пассажиров, соединяя центральную часть России с Юго-Востоком , Средней Азией, Уралом и Сибирью.

Железнодорожный мост у п.Увек (Укек)(Фото: Шлыков А.)
Перед мостом мы наблюдали, как на Волге образовалась целая флотилия из танкеров, которые, по-видимому, ждали своей очереди входа в речной порт или на нефтебазу. Вот фотопанорама моего друга Александра Башкатова, который зафиксировал это «столпотворение» со стороны п.Увек.

Волжская флотилия (Фото: Башкатов А.)
Увек (Укек) — один из первых и крупнейших городов Золотой Орды, а также всемирно известный археологический памятник средневековой культуры народов Поволжья. Название Укек происходит от древнетюркского обозначения башни. На протяжении последних 11 лет в составе экспедиции Саратовского областного музея краеведения здесь ежегодно ведутся археологические раскопки. В 13-14 вв. здесь располагался золотоордынский город Укек. Побывать здесь и немного прикоснуться к истории малой Родины может каждый из нас.
Пройдя п.Увек и железнодорожный мост, мы видем грузовые поезда. Далее поворачиваем в протоку между островами, что напротив п.Водник и с.Трещиха, где на одном из них делаем «привал» — время обеда.

На привале (Фото: Неробеев Г.)
После обеда ветер усиливается и меняет курс на встречный. Решаем не медлить и идти дальше, пока погода совсем не испортилась. Волны начинают захлёстывать и заливать деки байдарок, на воде появляются «беляки». Испытание не из лёгких, особенно для тех, для кого этот поход стал одним из первых, да и остальным приходится несладко. Грести нужно без остановок, иначе ветер начнёт тащить байдарку против течения.

Супротив ветра (Фото: Шлыков А.)

…по самые камыши (Фото: Шлыков А.)
Издали всматриваемся и видим красное кирпичное здание — это тоже памятник архитектуры, хлопкопрядильная фабрика им. К. Самойловых, — которая была основана в селе Шахматовка (ныне поселок Красный Текстильщик) акционерным обществом «Саратовская мануфактура» в 1901 г, как бумагопря¬дильная фабрика. Первым её директором стал Э. Борель — представитель известного клана сарпинковых и мукомольных «королей». Позднее одним из основных держателей акций стал другой «сарпинковый король»- А. Бендер. Фабрика выпускала полузабытые ныне ткани – сарпинку, оксфорт, кретон.
Подплываем ближе и «бросаем якорь», чтобы перевести дух, сходить в местный магазин за холодной газировкой и посмотреть выше упомянутый архитектурный ансамбль начала прошлого столетия. К сожалению, внутрь нас охранник не пустил, но снаружи, особенно со стороны Волги, здание выглядит величественно и напоминает старый замок или крепость.

Фабрика мануфактыры (Фото: Неробеев Г.)
Ветер немного стихает, и мы вновь берёмся за вёсла и гребём дальше по намеченному маршруту. Начинает смеркаться, и мы решаем заночевать на близлежащем острове, что напротив с.Широкий Буерак. День прощается с нами красивым закатом, праздничной музыкой на противоположном берегу и заманчивым запахом жареного мяса, возбуждая зверский аппетит. Дежурные готовят походное рагу, остальные заняты поиском сухих дров, штурмуя песчаную дюну. Такие минуты особенно запоминаются, когда не надо никуда торопиться, когда есть время, чтобы отдохнуть, подумать о чём угодно и насладившись волжскими просторами, посидеть у костра. Запеваем дружно всем известные походные песни, а далее сон…

Минуты красок — закат (Фото: Шлыков А.)

«Каждый костёр, когда-то догорит…» (Фото: Неробеев Г.)
13.06 Подъём начинается с лёгкого завтрака в виде мюслей и печенья. Сворачиваем потихоньку наш лагерь, убираем мусор от побывавших до нас нечистоплотных туристов и отправляемся далее на юг.
В этот день, надо сказать, с погодой нам повезло. Ветра или совсем не было, или был, но незначительный. Поэтому запланированный на сегодняшний день маршрутный план был полностью реализован.

«Синенькие» (Фото: Неробеев Г.)

Игра — у кого быстрее упадёт весло! (фото: Бородина Н.)
От острова пересекаем судовой ход и движемся вдоль берега к с.Синенькие. Встречаем водников-одиночек, которые также решили в праздничные дни походить по Волге. На берегу замечаем приветственную надпись «Сине_ькие». Здесь мы останавливаемся на плановый отдых, где с ребятами проводим развлекательный конкурс. Съедаем по паре конфеток и далее идём до причалившего теплоходика у с.Сосновка, на котором мы должны будем на следующий день вернуться в Саратов. Посовещавшись, решаем, что пришло время обеда, совершаем быстрый перекус и двигаемся дальше.

Волжские просторы (Фото: Шлыков А.)

Вдоль крутого берега (Фото: Шлыков А.)
Пройдя 2 км останавливаемся ближе к центру с.Сосновка, чтобы пополнить запасы воды и заодно посмотреть интересный камень, о происхождении которого геологи очень много любят спорить…Загадка этого камня — в его несвойственном строении. Во-первых, он представлен ракушечником, который в таких количествах здесь редко встречается, а во-вторых, ракушечник имеет сливную текстуру, как у магматических горных пород, свидетельствущих о том, что он был подвергнут внешнему температурному воздействию. Возможно, всё дело в выходах геотермальных источников в прошлый геологический период времени. Но это только одна из версий, поэтому ждём дальнейших исследований и разгадки появления здесь этого интересного камня.

Загадочный камень в с.Сосновка (Фото: Неробеев Г.)

Церковь Дмитрия Солунского в с.Мордовое (Неробевв Г.)
После Сосновки держим курс на с.Мордовое, откуда ещё издалека виднеется новый купол церкви Дмитрия Солунского. Димитрий Солунский — один из наиболее чтимых святых в православном мире, покровитель г. Фессалоника. Греки именуют великомученика Димитрия Мироточцем , т. к. его мощи источали миро, а в византийских текстах великомученик часто называется Победоносцем, поскольку большинство чудес великомученика Димитрия связано с оказанием военной помощи. На Руси он особо почитается как покровитель воинов и защитник Отечества. После Куликовской битвы установился обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти великомученика Димитрия. Позже эта традиция распространилась на всех усопших православных и день стал называться Димитриевской родительской субботой.

Знатный улов! (Фото: Бородина Н.)
Продолжаем свой маршрут и по пути встречаем лодку рыбаков, у которых покупаем одного небольшого сомика, чтобы вечером приготовить вместо запланированного рыбного супа настоящую ушицу. Опережая события, скажу, что уха и запечёная рыба на костре удались на славу!

Тишь, да гладь… (Фото: Шлыков А.)

В минуты отдыха (Фото: Шлыков А.)

На волнах (Фото: Шлыков А.)
Ветер совсем стихает, и грести становится значительно легче. Мимо нас проходят два морских танкера, и мы наслаждаемся «игрой» образовавшихся волн с нашими байдарками.
Далее проходим мимо памятника природы «Оползни у с.Мордовое». Здесь много отдыхающих, красивые берега с интересными геологическими структурами, которые явились следствием оползневой деятельности. Отдыхающие тепло встречают нас на берегу, приветственно махая нам руками. С некоторыми успеваем немного поговорить, пошутить и поздравить друг друга с праздником.
Впереди уже виднеются меловые утёсы. Здесь запланирована вторая ночёвка. Бивуак разбиваем в живописном местечке — овраге Елхов.

«Лыжи у печке стоят» — Визбор Ю. (Фото: Шлыков А.)

Устье оврага Елхов (Фото: Неробеев Г.)
Часть группы остаётся обустраивать полевой лагерь, а вторая половина группы идёт дальше в с.Ахмат, чтобы посмотреть старую церковь Воскресения Христова и пополнить запасы родниковой воды. Ещё 4 км пути а — и мы попадаем в с. Ахмат (пристань на р. Волга) – здесь на берегу Волги находится гора, поднимающаяся над уровнем моря на 167 метров. Она известна как Ахматская гора. Покрытая дубравой с подлеском из кустарника, она у берега круто обрывается вниз. Название её старинное и встречается ещё у Олеария в его путешествии 1636 года. Полагают, что здесь был когда-то стан татарского хана Ахмата (1460 – 1470гг.), имя которого и осталось за этой местностью. В октябре 1879 г. В селе родился Михаил Яковлевич Сорокин, вошедший в историю развития советского морского флота. Его именем назван остров Сорокина в Карском море.

Церков Воскресения Христова в с.Ахмат (Фото: Неробеев Г.)
По пути к церкви заходим посмотреть сохранившуюся старую, мощённую булыжником, улицу, а немного позже — причал с затонувшим рядом баркасом. Начинает смеркаться, поэтому торопимся обратно в лагерь.

Небо начинают заливать краски разнообразных удивительных оттенков….

…без комментариев (Фото:Неробеев Г.)

В лагере нас тепло встречают «бывалые спортсмены-туристы» — мой отец Виктор Львович Неробеев и Сергей Владимирович Седов, которые специально приехали из г.Красноармейска. Уха уже готова и можно приниматься за праздничный ужин. Гитара тоже не заставляет себя долго ждать: «…как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»
Утром после вкусного завтрака идём смотреть местные красоты: озеро в овраге Елхов, стоянку первобытного человека, останцы в овраге «водокачка» и ещё много чего.

Озеро в овраге Елхов (Фото: Неробеев Г.)

Меловые утёсы (Фото: Неробеев Г.)

Цель достигнута! (Фото: Бородина Н.)
Обратный путь в с.Сосновку у нас занял около 3 часов несмотря на то, что мы шли против течения и супротив ветра. После обеда начинаем сворачивать байдарки и готовиться к отплытию.

Погрузка на теплоход (Фото: Бородина Н.)
Обратный путь на «омике» занимает около 3,5 часов, и вечером в 21 00 мы на Набережной в Саратове.

По пути в Саратов (Фото: Шлыков А.)

На Набережной Космонавтов в Саратове (Фото: Бородина Н.)
В итоге, за три дня похода наша группа прошла около 90-100 км, что, по туристским критериям, является походом 1 к.с.
Любите свой Родной край и он вам ответит взаимностью! До новых встреч мои безбрежные родные дали…

Руководитель похода: Неробеев Г.
Фото: Неробеев Г., Шлыков А., Бородина Н.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s